Иконы в технике ЭНКАУСТИКА

 
Вы можете заказать икону, выполненную в технике энкаустики.
Это могут быть образы Христа и Богородицы, образы святых, а также мерная икона для ребенка.
 
Смотреть примеры работ.
 

 Энкаустическая живопись

 Энкаустическая икона

Энкаустика: приемы и материалы

Ганозис

Символизм в иконе

 

Энкаустическая живопись

Энкаустика - техника живописи выполненная красками, замешенными на воске, т. е. связующим в них служит воск. Краски наносились на разогретую основу в расплавленном виде и закреплялись при помощи нагревания, отсюда и название «энкаустика», что в переводе с греческого означает «вжигать».
   Главное отличие энкаустики и ее преимущество – долговечность произведения и способность сохранять яркость и сочность цвета в течение многих веков.
   Энкаустика один из самых древних видов живописи, она применялась еще 5000 лет тому назад в Египте, позднее в Греции, Риме и Византии.  Саркофаг

   Область применения была достаточно широкой : полихромная раскраска статуй, в портретной живописи, настенных росписях для наружного покрытия зданий и кораблей, которые она предохраняла от воздействия соленой воды. Египтяне так же использовали энкаустику для росписи саркофагов.
Фаюмский портрет   Наиболее известные
образы энкаустики - живописные портреты, которые получили название
«фаюмские» по месту раскопок
в окресностях оазиса Фаюм
(недалеко от Кипра), где
они были найдены в 1880 годах.
Степень сохранности, глубина и
насыщенность оттенков отличала
эти находки, пролежавшие в
песках 2тыс. лет.

Дошедшие до нас фаюмские портреты написаны с I до III века н.э. Авторами их были разные художники, но везде использовалась энкаустическая техника. Портреты I в. написаны на тонких (не более 1 см.)  досках из кедра или сикоморы. Это довольно плотные сорта древесины.Такая основа меньше коробилась и была устойчива к нагреванию, т.к. красочный слой на портретах оплавлялся с помощью жаровни.

Ко II в.н.э. увеличилось количество портретов, написанных на липовых досках. Липа - мягкая древесина были более толстые и требовали значительного слоя грунта. Портреты эти сохранились хуже.
 Расцвет энкаустики пришелся на 5-3 века  до н.э. Согласно Плинию, в этой технике работали греческие художники Зевкис и Апеллес, но их работы не сохранились до наших дней. В технике
энкаустики написаны многие раннехристианские иконы.
Энкаустика - икона Эта традиция была продолжена и в Византии, но к XII в.
следы ее теряются.

 Энкаустическая икона

 Энкаустика, один из самых древних видов живописи, с ранних времен христианства стала использоваться для написания икон. Ещё задолго до нашей эры люди знали о достоинствах энкаустической техники и использовали воск и краски на его основе для различного вида росписей и
покрытий. Эти произведения отличались особой прочностью, яркостью и сочностью красок.
   Энкаустика. Икона Спас СинайскийСоздание первых икон предание относит к апостольским временам и связывает с именем евангелиста Луки. Он написал первые иконы Богоматери с младенцем Иисусом на руках, образ Спасителя, апостолов Петра и Павла. Написаны они были восковыми красками, т.е. способом наиболее распространенным в античном мире.
   Древнейшие образы Христа, Богоматери и святых, которые находятся в монастырях и крупнейших музеях мира в Киеве, Риме, на Синае также были написаны минеральными красками на восковой основе.
    Древним иконописцам удалось выполнить сложную задачу: передать живописными, материальными средствами нематериальное, бесплотное, духовное. Они использовали специфические свойства энкаустической: глубина, насыщенность и блеск красочного слоя, особый колорит, обладающий стереоскопическим эффектом, -
всё это придаёт изображению удивительную объемность и «живоподобие». В иконописи присутствуют не только живописные,
но и религиозные задачи. Главным для иконописца было стремление
передать через иконный образ присутствие Первообраза, т. е. Христа, Богоматери, святых. Икона это «мост» между человеком и Божественным миром.

   Взаимосвязь образа и Первообраза происходит при участии молящегося, который по выражению Иоанна Дамаскина «…взирая на образ, восходит к Первообразу».
    В Синайском монастыре св. Екатерины сохранились три древнейшие энкаустические иконы, которые датируются по-разному, в пределах 6 -7 веков. Иконы сравнительно небольшого размера, вертикально вытянутые, их высота колеблется от 68 до 92 см. Первоначально они имели
деревянные рамы, которые не сохранились. Иконы написаны на цельных и тонких дощечках, не
украшенных сзади. Они представляют важнейшие темы христианской иконографии – образы Христа, Богоматери и апостола Петра.  Энкаустика. Икона Св. Петр В первые три века христианства были
распространены символические и аллегорические изображения. Христа изображали в виде агнца, якоря, корабля, рыбы, виноградной лозы, доброго пастыря. Только в IV-VI вв. стала складываться иллюстративно-символическая иконография, ставшая структурной основой всего искусства.
 В лике Спасителя черты индивидуальной портретности соединяются с   возвышенностью и гармонией, он воспринимается как откровение, приблизится к которому, стремились иконописцы на протяжении многих столетий.
 Икона Богоматери. СинайСинайский образ Богоматери на троне со святыми мучениками дает пример сложившегося иконографического типа, который будет развиваться и видоизменяться в византийском искусстве, сохраняя неизменную изобразительную основу.

Энкаустика: приемы и материалы

Приемы и материалы древней энкаустики дошли до нас не полностью. Но основной секрет стойкости и долголетия прост - это воск, который служит связующим для пигментов.
 Воск, его уникальные свойства, позволяют использовать его как основу и связующее для приготовления красок и покрытий. Воск прочен, нерастворим в воде и неподвержен гниению и окислению, на его химический состав не влияет перепад температур. Он обладает способностью обволакивать пигмент, предохраняя его частицы от взаимодействия с другими пигментами, защищая и приостанавливая процесс старения и выцветания красочного слоя во времени, от воздействия влаги и коррозии. Воск сжимается и расширяется под воздействием тепла, не образуя
при этом трещин, т.к. воск химически почти не активен, не вступает в реакцию с другими составляющими краски - маслами и смолами.
Энкаустика. Икона
 Для энкаустики применяется "пунический" - очищенный воск, приготовляемый по древним рецептам, описанным такими античными авторами, как Плиний Старший и Диоскурид. Точные цитаты из этих авторов с описанием процесса наверняка можно найти в сети. Химически - это процесс эмульгирования воска в водном растворе щелочей.
Рассмотрим также и другие компоненты энкаустических красок.
Смола.
Чаще всего в рецептах встречается смола даммара и конифоль, изготовляемая из сосновой смолы, также применяется пихтовая и мастичная смолы. Смолу добавляли к составу красок, чтобы увеличить их яркость и сочность, а также силу сцепления с грунтом (адгезию).
Масло.
Значение масла в энкаустике, в начале ее изучения, долгое время оставалось спорным.  "...найденых при раскопках красок и изучения античных текстов было установлено, что греки, несомненно, употребляли в восковых красках масло. Но для чего именно они его употребляли и в каком количестве - осталось не выясненным."- писал в своем исследовании В.В. Хвостенко.
Позже было выяснено, что не большое количество масла, добовляемое восковые краски улучшает их качество и способствует высыханию верхнего слоя. Смесь пунического воска с частью масла ( ганозис) в античности широко применялась как защитный слой для покрытия живописных работ. статуй, фасадов зданий, корпусов кораблей. Для живописи, масло, смешанное с воском, позволяло наносить тонкие лессировки поверх уже затвердевшиго красочного слоя. Такие лессировки придавали дополнительную глубину и прозрачность живописному произведению.
Пигменты.
В античности это органические природные красители, а таже водорастворимые растительные экстракты. "...пурпур, индиго, небесная синяя, мелийская (белая), аурипигмент (дымно-желтая), аппиган (искуственная зеленая медянка), и свинцовые белила. Именно этими красками окрашивается воск для картин, которые вжигаются", - пишет Плиний.

Ганозис

Символизм в иконе

   Техника энкаустики, хотя и не была единственной, доминировала в Византийской иконописи до 8 в., но под влиянием иконоборчества и, как следствие, более жесткой канонизации и унификации иконописных техник, уступила свое место темпере.